Поток Медиацентр

Лекция в Сколково для студентов МВА

Екатерина Егорова провела занятие в Бизнес-школе Сколково для студентов программы МВА Sustainability in Business.

Участники программы - представители российских и международных компаний самого разного профиля, от малых и средних предприятий до металлургических, энергетических, добывающих компаний, представителей ритейла, агропромышленного комплекса и банков.

Екатерина рассказала про концепцию циклической экономики, про метрики цикличности, как применять принципы циклической экономики для трансформации компаний и, главное, зачем. Также провела воркшоп по применению циклических стратегий для перехода от продукта к сервису.

Хотим осветить некоторые стратегии, которые применяли на воркшопе.

При переходе от продукта к сервису в первую очередь надо понять, какую задачу продукт выполняет для пользователя. Причем не только функциональную, но и эмоциональную. Например, автомобиль с точки зрения функциональности выполняет задачу довезти нас из точки А в точку Б или привезти продукты с дачи. Однако, автомобиль ещё может закрывать задачи по демонстрации статусности, например. При разработке сервиса вместо продукта нужно учитывать и эмоциональные нужды пользователей.

После того, как мы поняли задачи, которые выполняет продукт или которые ждёт от него пользователь, можно приступать к применению циклических стратегий.

Выбор циклических и устойчивых материалов на этапе дизайна в возвратом материала производителю помогает предусмотреть безопасное обращение материала в системе и более эффективное использование нутриентов сырья после его возврата. Важно также помнить о том, чтобы не смешивать технический и биологический цикл при дизайне предмета, как, например, это делают при смешивании органического хлопка с переработанными бутылками, выдавая это за “эко” товар. После использования такой футболки её нельзя будет безопасно вернуть в биологический цикл из-за пластика и нельзя будет отправить не завод по переработке пластика из-за хлопка в составе.

Модульность помогает продлить жизнь предметов, так как это позволяет при поломке детали заменить только один компонент, а не менять весь предмет. Мы ранее писали, как стратегию модульности в дизайне применяет компания FairPhone.

Товар можно превратить в сервис, если включить его в систему “платить за результат”. Например, когда мы покупаем стиральную машину, то нам нужна в первую очередь не сама машина, а чистое бельё. Понимая эту истинную потребность пользователей, компания Bundles предлагает машину по подписке, а вдобавок использует технологию интернета вещей для оплаты за количество стирок и рекомендациям по оптимальным параметрам для экономии ресурсов во время стирки.

Эти и другие циклические стратегии помогают делать продукты и сервисы компаний более цикличными, сохранять материалы и ресурсы, предоставлять пользователям полезные и нужные сервисы и получать дополнительные рынки, диверсифицируя линейку продуктов и уменьшая зависимость от поставок первичных ресурсов.
События Бизнес