интервью

Буше. Кофе в возвратный стаканчик.

Мы поговорили с Анастасией Сергеевой, координатором проектов бережного отношения к окружающей среде сети ресторанов буше, о том, как буше внедрил своё решение по залоговой таре.
Расскажите как родилась идея залоговой тары в кафе?

В конце 2019 года мы организовали поездку в Берлин на стажировку «Циклические решения». Там знакомились с различными бизнесами, которые ведут свои дело «экологично». Среди прочих познакомились с компанией RECUP. Их идея состоит в том, что гости могут в самых разных кафе брать напитки на вынос в залоговую кружку за небольшую сумму. А когда кружка будет не нужна — вернуть ее в любом кафе, подключенном к программе и получить залог обратно. Мы подумали, классно было бы организовать такую идею хотя бы у нас в буше, в нашей сети.
Какая механика работы?

Гость приходит в любое буше, заказывает напиток в залоговый стакан. Оплачивает сумму стакана 150 руб, получает стакан и напиток со скидкой 10% (так как использует многоразовую тару). Кружку может просто оставить себе или вернуть в любое буше. При возврате (кружка должна быть без сколов и трещин) мы оформляем гостю абсолютную скидку на 150 рублей, которую он может потратить сразу при возврате стакана. и только в этот момент.
Из чего сделан стакан? Какие критерии у вас были по выбору материала?

Материал стакана PP (полипропилен — прим. ред). К сожалению, в России у нас был небольшой выбор стаканов, так как практически никто этим не занимается. Нам было важно, чтобы он был прочный, удобный, визуально приятный. Наши стаканы именно такие, как мне кажется. Единственный минус — из него не совсем удобно пить очень горячие напитки, так как пластик быстро нагревается.
Сколько циклов в среднем служит стакан? Что происходит с ним происходит, когда он выходит из строя?

Пока таких данных нет. Акцию запустили недавно и нам еще не возвращали стаканы в таком состоянии, чтобы пришлось выбросить. Но в целом стаканы можно сдать на переработку. Мы тестировали стаканы, они должны выдерживать много циклов использования. Стаканы успешно выдержали мойку в промышленной посудомойке, а там более агрессивный подход, чем при мойке под краном или даже в домашней посудомойке.
Бывает ли так, что посетители не возвращают стакан обратно? Что вы делаете в этом случае? Сколько примерно стаканов не возвращаются вообще?

Да, это происходит очень часто, что немного не соответствует нашей изначальной задумке. Примерно 30% стаканов возвращается обратно, остальные стаканы гости оставляют себе. Вероятно потому, что они классно выглядят. На данный момент мы запускаем больше стаканов, если они заканчиваются.
Сравнивали ли вы затраты ресурсов на одноразовые стаканчики и многоразовую тару? Если сложить углеродный след, чтобы произвести многоразовый стакан, воду и электричество на мытьё, "выгоднее" ли с экологической точки зрения получается решение или нет?

Мы не проводили точные расчеты, но считаем, что многоразовые альтернативы в любом случае более выгодны с точки зрения экологии, так как срок их использования гораздо дольше, чем у одноразовых вещей.
Что было самое сложное при запуске проекта?

Самое сложное было организовать все технически. Дело в том, что согласно нашему законодательству, практически невозможно было сделать так, чтобы гость брал стакан и отдавал его в любом буше, получая обратно залог. Мы постарались сделать эту схему максимально прозрачной и удобной для гостей и наших сотрудников: ввели позицию «возврат стакана» в кассе и сделали абсолютную скидку на продукцию буше. Также была сложной коммуникация с гостями, так как некоторые считали, что нечестно продавать стакан новый и использованный за 150 рублей.
Как посетители отреагировали на запуск залоговой кружки? Много ли гостей берёт кружку в залог?

В целом отреагировали очень хорошо. Первая партия стаканов разошлась довольно быстро. Я бы не сказала, что стаканы ринулись брать очень много гостей с самого запуска, но тенденция хорошая. Многие уже не воспринимают такую инициативу как что-то непонятное и с удовольствием берут кружку.
Многие уже не воспринимают такую инициативу как что-то непонятное и с удовольствием берут кружку.
Многие уже не воспринимают такую инициативу как что-то непонятное и с удовольствием берут кружку.
Расскажите про бизнес сторону проекта. Какие потребовались вложения? Выгодно ли компании было внедрение решения?

Этот проект мы не рассматривали с точки зрения выгоды для бизнеса. В первую очередь, нашей целью было предложить многоразовую и удобную альтернативу одноразовым стаканчикам. Затраты были только на сами стаканы, их транспортировку и мойку. Цену на стаканы мы установили практически по себестоимости, поэтому можно сказать, что мы не тратим и не зарабатываем деньги на этом проекте.
Как вы считаете, можно ли в кафе полностью отказаться от одноразовых стаканчиков без ущерба для комфорта посетителей и с выгодой для компании?

Думаю, что на данный момент это скорее невозможно, потому что большой процент гостей не готов жертвовать своим комфортом (хотя я бы поспорила).

Но такие инициативы как оборотная тара, скидки в свою многоразовую кружку приближают наших гостей к мысли, что одноразовый стакан это неудобно, невыгодно и неэкологично.
Какой совет можете дать кафе, которые тоже решили внедрить залоговую тару? С чего начать, на что особо обратить внимание?

Нужно продумать грамотно техническую составляющую, так как я уже говорила выше, для нас это было проблемой. А еще выстроить коммуникацию с гостями, чтобы у них не было ощущения, что им продают использованный (в негативном смысле) товар.

Расскажите, есть ли ещё какие-то циклические решения в кафе или, возможно, в ближайшее время планируете внедрить.

У нас уже довольно много инициатив как в кафе, так и в офисе и на производстве. Например, в буше мы:

  • Отказались от пластиковых трубочек, заменив их бумажными
  • Добавили уменьшенный бумажный пакет для небольших покупок
  • Для сокращения одноразовой упаковки внедрили хлебные мешки, тамблеры и авоськи, которые можно приобрести в буше
  • Заменили бумажные одноразовые чехлы для приборов на металлические подставки
  • Отказались от влажных салфеток в одноразовой упаковке и заменили их на дозаторы и диспенсеры с гелем
  • Заменили пластиковые одноразовые приборы на деревянные
  • Готовы упаковать покупки на выбор в один вид упаковки: пластиковый или бумажный пакет, хлебный мешок или в упаковку покупателя
  • Заменили обычные салфетки на салфетки из переработанной бумаги
  • Разработали в мобильном приложении буше раздел «Доброе дело», где можно потратить накопленные баллы на природоохранные проекты
  • Предоставляем скидку 10% на напитки в свою кружку или еду в свой контейнер
  • Перестали выдавать гостям сахар в одноразовой упаковке и закупили сахарницы в каждое буше
  • Указываем на упаковке, подлежащей переработке ресурс recyclemap.ru, где можно найти пункты сбора отходов
  • Перешли на использование кассовой ленты без токсичного вещества (бисфенола-А)
  • Бесплатно наполняем бутылочки гостей фильтрованной питьевой водой
  • Дали вторую жизнь баннерам, которые использовали на фестивале КофеВиноФест и сделали из них прочные сумки, которые можно приобрести в буш

К сожалению, пандемия внесла некоторые изменения в нашу деятельность и многие инициативы мы временно поставили на паузу. Например, согласно рекомендациям Роспотребнадзора о нераспространении вируса, мы не даем продукцию в тару гостей. Вместо сахарниц в буше снова вернулся сахар в одноразовой упаковке, а приборы выносятся в бумажных конвертах вместо металлических подставок. Но эти меры временные, и как только ограничения будут сняты, мы вновь запустим все инициативы и продолжим наш путь.
Читать ещё