блог Moscow Circular

Рост изнутри: варианты развития циклической экономики в Европе

Взгляд на отчет McKinsey & Ellen MacArthur Foundation & Sun "Growth within: a circular economy vision for a competitive Europe"
блог Moscow Circular

Рост изнутри: варианты развития циклической экономики в Европе

Взгляд на отчет McKinsey & Ellen MacArthur Foundation & Sun "Growth within: a circular economy vision for a competitive Europe"
Материал подготовил Риза Ордухани, стажер Moscow Circular,
студент Высшей школы экономики.
Он проанализировал отчет Growth within
и подготовил на него обзор.
Процесс курировала Лена Шелягина.

"То, что мы считали бесконечным, имеет пределы,
и мы начинаем осознавать их"
Эта цитата, произнесенная в интервью 1997 года, принадлежит Роберту Шапиру, президенту и генеральному директору компании Monsanto. Действительно, до 1990-х годов в мировой промышленной индустрии закрепилось мнение о том, что первичные ресурсы, такие как уголь, нефть, газ и другие неиссякаемы. Однако практика и процессы, запущенные в результате их нерационального использования, привели к разрушительным для человечества последствиям: климатическому кризису, сокращению биоразнообразия, нехватке продовольствия и другим.
Циклическая экономика удостаивается все большего внимания в Европе и мире, так как предлагает снижение зависимости от невозобновляемых ресурсов. Отчет, подготовленный McKinsey совместно с Ellen MacArthur Foundation и Sun, рассматривает возможные циклические пути развития, по которым может пойти Европа и сравнивает их с текущей ситуацией.

В отчете предлагается системный взгляд на то, как можно перестроить три наиболее важных для человека и ресурсозависимых системы — транспорт, продовольственную систему и развитие городов, — используя инструменты циклической экономики.
Транспортная система

Автомобили составляют 83% всего наземного транспорта в Европе. Более того они являются крупнейшим источником транспортных расходов. Среднестатистическая европейская семья тратит 5800 евро в год, включая налоги, на передвижение на автомобиле. К тому же, по данным Европейского агентства по окружающей среде (EEA), в 2012 г. на транспортный сектор приходилось 24,3% всех выбросов парниковых газов в Европе.

5 решений, которые помогут созданию эффективной и экологически безопасной транспортной системы
Шеринг
Шеринговые платформы, такие как Яндекс.Драйв в России или ZipCar в США, служат отличным примером того, как можно уменьшить количество и интенсивность пробок. Люди арендуют машины, а не покупают новые.
Электрификация
Глобальный рынок электрических автомобилей разрастается большими темпами. Электрический автомобиль сегодня не только возможность передвигаться безопасно для окружающей среды, но и возможность существенно снизить затраты на содержание. Как правило, электромобили требуют меньше ухода и технической поддержки, чем машины на двигателях внутреннего сгорания (ДВС).
Беспилотное вождение


На сегодняшний день производство беспилотных автомобилей пока еще находится на начальной стадии развития. Развитие этого направления позволит автомобилям рациональнее использовать ресурсы за счет работы искусственного интеллекта (ИИ), а примерно 90% аварий будет предотвращено автоматически. Вдобавок, можно будет заняться своими делами во время поездки.
Переосмысление материалов
Процесс переосмысления того, из чего должен состоять современный и эффективный вид транспорта уже запущен. Так, Renault исследует множество типов материалов для повышения долговечности, таких как высококачественная и более тонкая сталь, алюминиевые детали шасси и силовой установки, магниевые панели кузова. К тому же, в дополнение к решениям для серийного производства рассматривают пластиковые крылья, которые могли бы одновременно снизить вес автомобиля и механические нагрузки.

BMW использует углеродное волокно для создания легких автомобилей с лучшей аэродинамикой и гораздо более длительным сроком службы.
Депопуляризация личных автомобилей
Интернет вещей, ИИ, "большие данные" (big data) могут помочь в создании транспортной системы, где автомобили перестанут быть лидирующим видом транспорта. Например, Хельсинки запустил программу, согласно которой личные автомобили станут неактуальными к 2025 году благодаря внедрению комплексной системы мобильности по запросу, которая позволит людям переключиться с личного на общественный транспорт за короткие сроки. Вена развивает прототип интегрированной мобильной платформы, которая объединяет различные средства передвижения в одном месте и выбирает оптимальный в зависимости от потребностей пользователя. Однако сегодня главная проблема заключается не в отсутствии идей, а в том, что за большой волной различных стартапов не поспевают регуляторные органы многих стран. А в некоторых случаях, даже, наоборот, тормозят развитие, к примеру, вводят правила, ограничивающие инновации.
Два пути развития транспортной системы Европы
  • Текущий путь развития:
    автомобиль останется главным средством передвижения, но на рынке будут доминировать электрические и беспилотные автомобили

  • Циклический путь развития:
    подразумевает смещение акцента с использования автомобилей на общественный транспорт. Этот путь позволит построить автоматизированную мультимодальную систему, работающую с индивидуальными запросами. Система объединит несколько средств передвижения, таких как велосипед, общественный транспорт и шеринг автомобилей. Пользование личными автомобилями будет включено в систему, но как последнее по предпочтительности решение.
Продовольственная система

Несмотря на то, что в экономиках многих стран Европы уже давно не преобладает сельскохозяйственный сектор, продовольственная система остается важным звеном
в цепочке создания стоимости. Например, среднестатистическая семья в Европе
тратит 6,600 евро в год на пищу.
Однако в то же время
продовольственная система
  • Расточительна
    Oколо 20% еды утрачено в виде отходов в производственной цепочке, 11% выкидывает потребитель. Несморя на то, что 23% европейской территории маловодна в летний сезон, и эта цифра по прогнозам должна увеличиться до 45% к 2030 году, сельскохозяйственные производства сегодня теряют ⅔ воды полива.
  • Создает угрозу биоразнообразию
    Перевылов повлек за собой исчезновение многих видов рыб, например, тунца.
    Тунец, который когда-то был в изобилии даже на севере Европы, сегодня почти исчез из европейских вод.По оценкам ряда исследований, деградация почв затрагивает
    60 – 160 миллионов гектаров в Европе – очень высокие цифры по сравнению с общей площадью сельскохозяйственных угодий в 185 миллионов гектаров в ЕС в 2012 году.
    В глобальном масштабе сохранение нынешних темпов деградации означало бы потерю всех плодородных почв в мире в течение 60 лет.
  • Создает нездоровые пищевые продукты
    С 1950 года полезность продуктов снизилась, теперь она содержит меньше калия, железа, витамина В2 и других питательных элементов. С развитием индустриализации продукты стали более доступными, но менее здоровыми и качественными вследствие чего более 50% населения Европы страдают ожирением и многие страдают различными болезнями.

6 решений, которые помогут "оздоровить" продовольственную систему
Точное земледелие
Использование разных видов ИТ: "больших данных", удаленного управления и спутникового наведения. Технологии помогают использовать ресурсы более эффективно. Многие фермеры отмечают положительные изменения: на 20-30% требуется меньше воды для полива и орошения, на 10-20% снижается потребность в удобрениях.
Восстановительные практики
Различные устойчивые и регенеративные сельскохозяйственные методы сохраняют природный капитал и оптимизируют долгосрочную доходность, и поэтому на них растет спрос. Например, площадь органически возделываемых земель в Европе увеличивается на 6 процентов каждый год.
Замкнутые циклы питательных веществ
Потенциал извлекать полезные вещества из различных отходов огромен. Например, в Швеции два муниципалитета постановили, чтобы все новые туалеты были с раздельным сбором мочи и фекалий. Моча составляет всего 1 процент от внутреннего объема сточных вод, но содержит бóльшую часть питательных веществ. Именно поэтому ее раздельный сбор перспективен. Местные фермеры могут собирать мочу один раз в год для использования в качестве жидкого удобрения. Восстановление энергии и питательных веществ также происходит за счет компостирования в масштабе районов и городов. В Италии больше половины всех муниципалитетов проводят интенсивное разделение источников пищевых и садовых биоотходов. Ежегодно эти усилия затрагивают около 40 млн. жителей, которые собирают 4,8 млн тонн биоотходов для переработки в компост или анаэробного сбраживания.
В Великобритании 66% осадков сточных вод перерабатывается на 146 установках анаэробного сбраживания и еще 175 заводов производят биоэнергию из твердых отходов.
Восстановление
и сохранение природного капитала
Восстановление больших, поврежденных экосистем — затея коммерчески жизнеспособная. Один из известных примеров, Лессовое плато в Китае, где восстановление 1,5 млн га деградированных земель помогло более 2,5 млн человек выйти из бедности, за счет увеличения дохода и замены малоценных сельскохозяйственных товаров более дорогостоящей продукцией. Этот сдвиг увеличил производство зерна на душу населения на 60%, удвоил многолетний растительный покров от 17 до 34 %, увеличил занятость с 70% до 87%, снизил риск затопления, увеличил доступность воды, биоразнообразие и поглощение углерода.
Пригородное
и городское сельское хозяйство
Организация коротких цепочек поставок между местными фермами и розничными продавцами или потребителями в близлежащих городах уменьшает длительность перевозок
и, как следствие, количество продовольственных потерь.
Город Барселона разработал концепцию повышения своей продовольственной безопасности, в том числе за счет производства половины необходимых городу продуктов питания в самом городе и области.
Цифровые технологии
Для того, чтобы устранить 20% отходов, выбрасываемых на пути продуктов с фермы в магазин, производители используют большие данные. Метеорологическая служба Tesco лучше прогнозирует местные погодные условия и необходимые уровни запасов продовольствия. Система ценообразования SAP меняет цены на товары в реальном времени, в зависимости от наличия и срока годности продукта.
Два потенциальных пути развития продовольственной системы Европы
  • Текущий путь развития:
    европейская производственно-сбытовая цепочка продуктов питания станет более эффективной, в первую очередь благодаря ресурсосберегающим методам ведения сельского хозяйства и сокращению отходов в цепочке поставок. При данном пути развития такие возможности, как восстановление деградированных земель, органическое земледелие, упускаются.

  • Циклический путь развития:
    восстановление деградированных земель замыкает круговорот питательных веществ и сохраняет природный капитал за счет применения восстановительных методов ведения сельского хозяйства, сводя к минимуму потребность
    в синтетических удобрениях и пестицидах.
Урбанизированные территории

Города играют важную роль в построении циклического будущего.
Жилье является крупнейшим прямым расходом для европейских домохозяйств.

Строительство является одним из крупнейших секторов европейской экономики, на долю которого приходится 8,8 процента ВВП и почти 14 миллионов рабочих мест. Но несмотря на прогресс в повышении энергоэффективности зданий и пригодности городов для жизни, этот сектор остается нерациональным в ресурсном плане.


  • Низкая скорость обновления отрасли
    Сектор в целом остается довольно консервативным и осторожным в отношении новых технологий, возможно, из-за долгосрочной юридической ответственности строителей во многих странах (например, законы о гарантиях безопасности во Франции, обязательное страхование в Испании). Нежелание застройщиков внедрять новые технологии влияет на эффективность использования ресурсов во время строительства – по данным Технического университета Чалмерс 10% материалов расходуется на строительной площадке впустую.
  • Нерациональное использование помещений
    В Европе есть 25 миллионов квадратных метров офисной недвижимости, но из них большая часть остается неиспользованной. Даже во время рабочих часов только 35-40% от офисных площадей используется. "Недозаселены" и 49% жилых домов, согласно исследованию 2014 года Департамента общин и местного самоуправления Великобритании в Англии в среднем в домах на две спальни больше необходимого. Большая жилищная площадь должна быть легко доступна, так как подразумевает хорошее качество жизни. Тем не менее, в Великобритании около 33 процентов людей старше 60 лет хотели бы иметь жилье меньшего размера, так как это позволит сократить расходы домашних хозяйств. С другой стороны, 11 миллионов домохозяйств в ЕС (5%), испытывают серьезные жилищные трудности — проживают в перенаселенных или некачественных местах.
  • Значительное потребление энергии
    Здания продолжают потреблять огромное количество энергии, несмотря на наличие многих улучшений. Программы управления энергопотреблением часто снижают потребление энергии в существующих зданиях на 20 – 40 %. Дома с нулевым энергопотреблением начали строить чаще, но они по-прежнему составляют лишь меньшинство новых зданий. Причины — отсутствие у потребителей информации о технологиях и связанной с ней экономией и других преимуществах домов с нулевым энергопотреблением.
  • Строительные отходы
    Отходы, образующиеся в результате строительства и сноса домов, являются самыми объемными и составляют 25-30 % всех отходов в Европе. Проблема в том, что трудно найти применение таким видам отходов, так как они в большинстве своем являются токсичными: загрязнены красками, крепежными элементами, клеями, облицовочными и изоляционными материалами).
6 решений
для строительства и использования зданий
3Д-печать
Китайская строительная компания WinSun продемонстрировала, как далеко продвинулась 3D-печать, строя с помощью этой технологии полноразмерные дома и квартиры. В 2014 году WinSun напечатала и собрала десять домов, каждый площадью около 195 квадратных метров и по цене 5000 евро за дом. Компания построила дома за 24 часа, и использовала на 30-60 процентов меньше материала, чем если бы она это делала традиционным способом.
Энергоэффективность
Строительство домов с нулевым энергопотреблением, то есть с высокой энергоэффективностью, способное на месте вырабатывать энергию из возобновляемых источников и потреблять её в равном количестве в течение года, энергии может значительно повысить энергоэффективность.
Общее жилое пространство
Многие новые здания в проектах развития европейских городов предлагают гостевые комнаты, зоны отдыха для работы и общения, террасы с кухнями на открытом воздухе, сушильные помещения для стирки белья — все это является общим пространством для владельцев квартир. Такие общие удобства способствуют не только экономии домашних хозяйств и более рациональному использованию зданий, но и но и развивают добрососедство.
Совместное
и виртуальное офисное пространство
Использование офисных площадей в Европе быстро меняется. Нефиксированные места для работы, совместное использование столов, размещение в офисах, удаленная работа, а также аудио- и видеоконференции — это основные тенденции на рынке недвижимости, которые завоевывают признание среди европейских работников, которые ценят гибкость и адаптивность.
Модульность
и долговечность
Невозможность использовать жилые площади города в полной мере связана с отсутствием адаптивности в конфигурациях зданий и помещений. Но новые концепции и методы привносят гораздо больше гибкости на рынок жилья: дают возможность пожилым людям уменьшить площадь, а домовладельцам, инвестирующим в модернизацию, — изменить организацию своих домов. Компания DIRTT извлекла выгоду из растущей популярности модульности. Компания создает внутренние компоненты, которые являются модульными и стандартизированными и обеспечивают максимальную взаимозаменяемость как для существующих, так и для новых зданий. DIRTT использует простое в использовании программное обеспечение, чтобы спроектировать интерьер за несколько часов, рассчитать цену во время проектирования и нажать "печать", чтобы предоставить точные спецификации компонентов. Модульность и долговечность часто идут рука об руку. Модульная конструкция обычно повторно использует и реконструирует около 80 процентов компонентов в оболочке здания. Повышение модульности и долговечности поможет устранить традиционные факторы устаревания жилья, такие как изменение образа жизни, демографические изменения, старение населения и низкое качество строительства.
Городское планирование
Такие нововведения, как изменение структуры землепользования, использование свободных земель внутри города и содействие компактному росту городов, могут сократить потребность в новых землях на 75 % по сравнению со сценарием разрастания городов вширь. Примером может служить город Барселона. Его компактный рост, обусловленный разумным городским планированием, снизил выбросы CO2 в 10 раз. Помимо этого потребность в земле в Барселоне, где население составляет 1,62 миллиона человек, в 26 раз ниже, чем в городе Атланта, где проживает 5 миллионов человек.
Два потенциальных пути развития городов в Европе
  • Текущий путь развития:
    совместное использование пространств, удаленная работа и энергоэффективность будут быстро развиваться при поддержке технологий, в то время как модульность будет развиваться медленнее.

  • Циклический путь развития:
    прогнозируемый путь развития, основанный на циклических принципах и системном подходе к городскому планированию, позволит создать приятную и интеллектуальную среду застройки, которая использовала бы преимущества дорогих свободных земель в городских районах для создания более долговечных, модульных и совместно используемых зданий.
Подводя черту, можно смело заключить,
что постройка циклического будущего в Европе
и мире будет невозможна без следования цифровым трендам. Искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, облачные сервисы, вычисления и другие технологии позволяют всецело трансформировать текущие системы, даже такие консервативные,
как строительство
Читать ещё